8.05.0.9 – 10.05.09
Поиск
К поиску борьба ведёт. Она внутренняя. В то время, когда душа молитв просит, мысли в миру кочуют. А мир… он что?! Он привычный, он родной, свой, со своими пороками, страстями. Соблазнами. Перебороть мирское в себе порой хочется, да не отпускает мир: он как губка впитывает, как воронка засасывает в себя. Перебороть его – это истинно волю отсечь собственную. А немогущие оного неспособны на подвиг духовный и шкандыбаются на грани мирского и духовного – ни то, ни другое бросить не хочется, но промелькнёт порою и в них искра Божия, и жизнь их меняется. Некоторые из той касты в странников превращаются; бегут – то только больше от себя, но себя и находят. Но даже подобных духовных созерцателей и то привечает святая гора Афон.
Привечает гора сия путника, и привечает на горе святой сама Богородица и гордого, и строптивого, и Бога ищущего, и себя потерявшего. Порою спившегося. Нередко опустившегося. И всё чаще несущего мир в карманах. А в мире враг не дремлет –соблазняет лукавый. И вот уж в тишине, в небо которой молитвы доносятся и рык ночных дискотек устремляется…
Многое переменилось, само время изменило людей. Но не смущает то истинных молитвенников, делателей духовного подвига, радеющих лишь о спасении душевном, собственные заслуги от Всевышнего скрывающих… Оттого бандиты и алкоголики, послушники и рабочие, на них глядючи, очищаются от сердечной коросты. Но себя сломить не каждый в силах, тяготит, ибо мир – то; большая часть жизни – то ж в миру прошла, вот мир и несут с собою на гору…
А мир есть что? Слабость наша собственная. Твёрдости нет в нас. В элементарном, мирском, в мелочах… Сказал, например: «НЕТ!!!» - и телевизор выключил, ну пусть не навсегда, а когда чувствуешь, что душа гниёт при неком лицезрении. А ведь не хочется. А не хочется чего? Вступать в дебаты с собственной совестью!
Вот слабость, немощь эта. И по святым местам за нами. Как тень ступает. На волю нашу ложится и от борьбы внутренней отказывается. Но вакуум духовного, как воздуха свежий глоток… Очищает он и силы дарует. Очищает причём помыслы, мысли, желания. Перестраиваешь вроде и неосознанно и непреднамеренно, но на новый лад. Вот только перестрой и переломка души не всегда бывают мгновенными. Сколь бы ты не хорохорился. Не корчил из себя великого праведника, а подчас оказывается, в душе – то фундамент лишь духовного заложен. А на дальнейшее строительство можно и годы потратить, сам от себя бегая, в поисках размышлений своих плутая.
Конечно, человеку оторванному от Церкви сложно понять человека от неё отбившегося, его поступки и искания будут для него дики и непонятны. Но даже первый, переступив порог Храма, под этими величественными сводами почувствует всю глубину совершенства. Но смысл спасения в мире идёт в разрез с трактовкой внутреннего покоя; это как оказаться вне общества, жить только делами своей общины, своих духовных братьев и сестёр, за пределами этого микровакуума холодно, странно и непонятно. Но нередко новоначальный, корчащий из себя великого постника и молитвенника именно за эти самые пределы и возвращается и не стоит строго судить его в том: образ жизни, круг общения оттягивают его от жизни общинной – если б в семье , на работе его окружали люди те же, церковные, он бы, вряд ли бы сгубился, если б жена однажды выключила телевизор, позвав на вечернюю молитву, а коллеги по работе не разговаривали матом…. И вот кто – то остаётся в мире, ходит в Церковь и возвращается в мир… А кто – то не в силах уже терпеть мир, сопротивляться его демонскому нашествию, сложно ему там элементарно обрести душевный покой и понимание, и когда чаша терпения у такого Алёши переполняется, он бежит из мира.
Вот только да брешь то, наверно, у каждого бывает, отчего каждый скачет по своим косякам, и косяки те разные, но цель этих косяков одна — забыться, отрешиться, отключиться. В Монастырь - то вон порой бегут не столько к Богу, сколько от мира, от себя, от прошлого, в Интернет порой от нереализованности, во все тяжкие от потери смысла жизни. А так же у каждого бывает, что камень сбросить хочется, а проходят годы — и только тогда начинаешь замечать, что камень тот в другом огороде, только огород то этот кого - то из тех, кто дорог, а ты им дорогу замостил не в ту степь…
Вот и Станислав Стенькин… И образование –то более чем элитное, и мир повидать довелось, а ведь целых три года своей жизни Афону отдал…Это не алтарёнок, недополучивший среднего образования, в послушники перешедший. Его – то что, казалось бы, что привело? Пренасыщенность мирского познания? Богоискательство? Побег от людей – окружающего социума? Но ведь все из мира бегут, и, как сам Станислав говорит, тот же мир за собой и тянут. Потому с точностью до наоборот мирские какие –то ситуации на Афоне и повторяются…Но те же самые люди в тех же самых ситуациях не отвращают от Бога. А воспитывают уважение к В Е Р Е! Именно там приходит осознание, что всё происходящее не есть случайное, а есть промыслительное. Именно там пробуждается от долгой спячки поддавленная каждым человеком способность – развивать веру свою. И развитие веры происходит не путём красноречивых. порою пустых и лживых фраз, подчас пересказанных из чей – то книги проповедей, а именно поступками. Может …. сама природа человеческая такова, что именно поступки окружающих формируют наше отношение к их действию…
Молчит Афон. Тишина молитвенная, благодатная. Старец, словно сошедший со страниц древнего патерика, опираясь на посох, ковыляет по только ему известному пути. Румыны, болгары, греки, русские, каждый со своим миром в кармане, собственным переживанием и историей поиска, ступают на прошедшую тем аскетом тропу.