Calendar |
---|
« Март 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|
Архив записей |
---|
|
|
Долгая дорога в Интернет
Человек в Храме
На ниве навязанного атеизма сейчас уже взошло то поколение
Иванов, для которого православная религия в лучшем случае - эпос,
худшем - заблуждение. Сейчас чаще человек приходит в Храм в
довольно-таки зрелом возрасте, зачастую в период какой-то кризисной
ситуации, сильного потрясения, эмоционального стресса. Он переступает
порог Храма, не зная ни догматов, ни молитв, ни элементарных правил
поведения себя здесь. Нередки случаи, когда люди, причисляющие себя к
верующим, оказываются неспособными отличить киоту от аналоя, клирос от
канунника...
Итак, человек переступил порог Храма. В чем на данном этапе
состоит его вера? "Мне плохо - я верю, что мне будет хорошо". Вот в
этом зерно, зачаток его веры. И окружающая атмосфера столь благотворно
действует на его душевное состояние, что он приходит сюда вновь и
вновь. Но само развитие его веры зависит не только от его трудов, но и
от таланта духовника. Заметим, еще в 17 веке существовала такая
практика, когда на исповеди для каждой социальной группы прихожан были
определенные вопросы - момент, заметим, психологического толка.
Человек в Храме лично для меня ассоциируется с незрячим
котенком. Вот достали мы из коробки этот маленький симпатичный пищащий
комочек, опустили на пол, он ползет, а мы умиляемся неловкости его
движений. Но чем ни дальше - тем страшнее, и вот котенок начинает
поднимать головенку и пищать, ему хочется назад в коробку: там
привычнее - роднее.
В романе одного из восточных классиков можно встретить такой
случай: монахи пытаются поделить котенка, в их спор вмешивается
настоятель, задает монахам какой-то вопрос из дзэн-буддизма, монахи не
находят ответа, на то что настоятель рассекает бедное животное пополам.
И нашему восприятию это кажется страшным, вопиющим, чуждым нашему
менталитету. Но задумаемся на секунду: а не поступаем ли мы подобным
образом по отношению к прихожанину? Ведь для того чтобы посоветовать
или подсказать что-то не всегда нужна помощь священника, а бывает
достаточна просто подсказка обычного мирянина. Но иногда находящемуся в
Храме хочется покичиться собственной грамотностью, начитанностью
богословских творений. И вот на человека духовно безграмотного
выливается шквал целый теологического потока. Что он может
почувствовать в сей момент? Я, конечно, извиняюсь, но или себя
ненормальным или же всех вокруг кроме себя. И, естественно, у него
возникает дикое просто, дичайшее, желание бежать назад, обратно, к той
своей родной коробке - своему миру, своему пространству, где все
любо-дорого, привычно-понятно, вдоль и поперек изучено.
Давайте не забывать о том, что у каждого из нас есть свое
прошлое. У кого-то большое, у кого-то малое. Хотим мы того или нет, но
оно является основой, фундаментом, нашего настоящего. Мы от него никуда
не денемся, как от собственной тени, куда б и в какую сторону мы б не
пошли, она будет с нами. Так и прошлое: уволились ли мы с завода -
пошли ли на фабрику, перекочевали ли с рынка в Храм - оно с нами. По
природе своей человеческой, мы строим свое настоящее на нем. Ежедневно
неосознанно задумываемся: когда-то я поступил так-то, сегодня я уж
точно не допущу подобной ошибки. В чем проявляется наше прошлое
сегодня, как оно влияет на нашу духовную жизнь и отношения с
окружающими? А ответ прост: в действиях, поступках, эмоциях.
Вернемся к началу нашего повествования: человек переступил
порог Храма. Он не способен объяснить, что с ним сейчас происходит, но
ему на данный момент хорошо. Он вспоминает какие-то моментики,
эпизодики из своей жизни, связанные с духовным. Может эти воспоминания
связаны с молитвой старой бабушки или первым причастием? Да не столь
важно!
Оставим его в покое и задумаемся: а какой фактор обусловил
его появление здесь? Увы, но в последнее время ведущим фактором,
способствующим воцерковленности является невроз. Это подтверждают и А.
Рогозянский, и В. Сатир - разные абсолютно, казалось бы, люди.
А каков вывод напрашивается? Довольно простой: терпимы будем друг к другу...
|